ЧАСТЬ 1 НАЧАЛО
ЧАСТЬ 2 НИРВАНА

MP3




ГЛАВА 7: "Нирвана" - это первая группа из Сиэтла


"Довольно противно видеть, каким образом воспринимается наша сегодняшняя музыка, - заявлял Мэтт Камерон из "Soundgarden". -Люди просто не понимают ее историю и значение. Любую группу из Сиэтла слепо превозносят. Больше всего меня злит, когда допускают ошибки в хронологии.

Мы были одними из первых, кто вышел из этой чрезвычайно плодотворной среды в 1986 - 1987 годах и подписал контракт с крупной фирмой. И вот, пожалуйста, - мы до сих пор успешно выступаем. Но все убеждены, что "Нирвана" - это первая группа из Сиэтла".

Все признаки единства андерграунда тех времен, когда на любом клубном концерте в Сиэтле собиралось не более двухсот зрителей, исчезли с тех пор, когда число почитателей увеличилось в сотни и тысячи раз. Можно сравнить понятие "Сиэтл" с Христом, принесенным в жертву деньгам: бывшие Его сподвижники, толкающиеся у подножия креста и претендующие на главенство, стараются перекричать друг друга; при этом никто не замечает, что тело уже исчезло.

Только в этом варианте библейского сюжета Иуды, которым хирургическим путем удалили совесть, не подверглись многолетнему наказанию, они были вознаграждены за свое предательство неслыханным богатством, слегка подернутым патиной прошлых грехов.

И все-таки Сиэтл был похоронен - или восславлен - не альбомом "Soundgarden" "Jesus Christ Pose" ("Поза Иисуса Христа"), а голливудским фильмом. Это была картина "Singles" ("Холостые") бывшего журналиста "Rolling Stone" Камерона Кроу, премьера которого состоялась в сентябре 1992 года. Ритуальная любовная история, довольно нескладно перенесенная в гранджевую среду Сиэтла, была воспринята истинными ценителями как грязная эксплуатация популярности города и его музыки; однако кассовые сборы были впечатляющими.

Картина далась его автору сложнее, чем казалось на первый взгляд. Режиссер Кроу уже использовал песни "Mother Love Bone" и "Soundgarden" в своем фильме 1989 года "Скажи что угодно". Сам он жил в Сиэтле с тех пор, когда женился на местной музыкантке Нэнси Уилсон из "канадской" рок-группы "Heart". С 1988 года он тусовался с Джефом Эйментом и Стоуном Госсардом.

Будучи старше музыкантов ведущих групп Сиэтла, Кроу видел задачу фильма в том, чтобы как можно полнее воспроизвести самогенерирующую альтернативную рок-среду города. Первый вариант сценария он закончил в начале 1990 года - приблизительно в то время, когда "Нирвана" попыталась развить успех альбома "Bleach". Год ушел на то, чтобы пробить сценарий на студии, а в феврале 1991 года Кроу уже был готов начать репетиции.

Первым днем съемок было 11 марта 1991 года; месяц спустя съемочная группа была удостоена визита, нанесенного богами альтернативного рока - "Sonic Youth" и возгордившимся Марком Армом из "Mudhoney". Тогда Кроу снимал группу "Alice In Chains" в еще не открытом сиэтлском клубе "Десото"; к маю первоначальные съемки завершились. А в ноябре Кроу устроил пробный просмотр фильма в Сиэтле.

Прежде чем фильм дошел до массового зрителя, прошло десять месяцев. Чуть ранее был выпущен альбом-саундтрек всех звезд Сиэтла с сольными композициями Криса Корнелла и бывшего члена "Replacements" Пола Уестерберга, а также работами "Mudhoney", "Alice In Chains" и "Pearl Jam". Премьера фильма "Холостые" совпала с шумом, вызванным картиной "Это случилось в Сиэтле".