ЧАСТЬ 1 НАЧАЛО
ЧАСТЬ 2 НИРВАНА

MP3




ГЛАВА 5: "Нирвана" "продалась"…


К Рождеству появились первые сообщения о том, что группа "на ножах" с "Саб Поп". А неделю спустя стало известно о контракте "Нирваны" с фирмой "DGC".

Кажется, никто не остался внакладе: "Нирвана" выцарапала соглашение на два альбома и получила 250 000 долларов аванса (в независимой тусовке вскоре поползли слухи о сумме в три или четыре раза больше); "Саб Поп" отхватила 70 000 долларов компенсации за прекращение контракта с группой; кроме того, Пэвитт и Поунмен получали 3 процента от будущих прибылей с продажи пластинок "Нирваны" плюс право поставить фирменный знак "Саб Поп" на каждом диске.

И еще одно незначительное добавление: "Саб Поп" настаивала, чтобы "Нирвана" выпустила на фирме еще один сингл, для которого была нужна песня.

Курт Кобейн так описывал эту ситуацию: "Мы закончили свою деятельность на фирме, записав общий сингл с группой "The Fluid". Я не очень хотел, чтобы эта пластинка вышла. Я позвонил Джонатану на "Саб Поп" и попросил его не выпускать диск. Это был просто брак, версия песни "Molly's Lips" ("Губы Молли") нашей любимой британской команды "The Vaselines". Сама песня хорошая, но исполнение никуда не годилось. Однако этот сингл стал частью нашего выкупа".

"DGC" оказалась классной фирмой, - рассказывал Крис Ново-селич, когда его попросили подтвердить уход группы в крупную компанию. - Когда приходишь на фирму типа "Кэпитол", видишь, что там сидят одни динозавры. Они вообще не способны врубиться в нашу музыку".

"Ha "DGC" работают молодые сотрудники, -добавлял Кобейн. -Они разбираются в андерграунде".

Хотя Кобейн и настаивал: "Панковская этика для меня важнее всего", панк-тусовка пришла к выводу, что "Нирвана" попросту "продалась". Начнем с того, что хардкоровское братство не доверяло "Sonic Youth": уж больно они артистичные, сатирические, недостаточно страстно защищают идеологию панка; "Нирвану" тусовка считала детками, вырванными из рук их андерграундовской мамочки дядями, которые пообещали проказникам сладкую конфетку.

Рассуждения о рознице, широком распространении музыки мало что значили для панковского сообщества, с подозрением относящегося к привлечению массового зрителя. Гораздо лучше играть для верноподданных, а еретики пусть ищут свою нирвану.

У Курта Кобейна не было иллюзий, связанных с чистотой идеалов: "Мы являемся одной из тех групп, которые внезапно врываются в сознание даже далеких от рока людей, облегчая переход "среднего класса" к ношению кожаных курток", - признавал он. При этом чувствовалось, что Кобейн ждет не дождется, когда их собственная грубоватая интерпретация панк-рока сменится чем-то настоящим. Он и "Нирвана" получили стопроцентную гарантию свободы действий на "DGC", а остальное, считал Кобейн, приложится.

Когда закончился 1990-й, рок-пресса Сиэтла оценила его как выдающийся год для музыки региона: местные группы были выдвинуты на премии "Грэмми" по девяти номинациям (от Кении Джи до "Soundgarden"), "Alice In Chains" была выдвинута MTV, и от вручения "Грэмми" ее отделяло лишь несколько недель. Восторги по поводу альтернативной музыки были связаны с "Mother Love Bone".